3. Истоки античной науки (преднаука Древнего Востока или независимый путь?)
Версии об истоках античной науки: преднаука Древнего Востока или независимый путь?
Античная наука (= эллинская наука, древнегреческая наука) возникает в VII-VI вв. до н. э. В Древней Греции завершается ее срок в III- IV вв. н. э., охватывая при этом территорию Римской империи. Обратим внимание на то, что речь идет об историческом отрезке времени, превышающем 1000 лет. Представление об истоках эллинской науки в двух позициях, которые радикально расходятся. Расхождение обусловлено различиями в трактовке того, что составляет само существо науки.
Первая позиция Вернадского
Он присоединяется к тем, кто воспринимает события, связанные с античной наукой и культурой в целом, как греческое чудо. И сложность при этом он видит в том, что ““чудо” эллинской цивилизации - исторический процесс, результаты которого ясны, но ход которого не может быть точно прослежен, - был таким же историческим процессом, как и другие. Он имел прочную основу в прошлом. Лишь результат его по своим следствиям - темп его достижения - оказался единичным во времени и исключительным по последствиям в ноосфере”. Обратим внимание на эти слова: “имел прочную основу в прошлом”. Речь, несомненно, идет об историческом процессе формирования древнегреческой науки, обусловленном прошлым, зависящем от него. Процесс формирования древнегреческой науки связан с истоками, с преднаукой, а вот результат, считает Вернадский, уникален. Вернадский считал, что эллинская наука опиралась на достижения древнего востока и непосредственно связана с ними. Вернадский говорит о том, что “огромные знания” наследство древних греков, полученное от древневосточных цивилизаций. Для него важен фактуальный материал, накопленный ранними культурами, именно его он в первую очередь и относит к “огромным знаниям”. Факты для данного мыслителя составляют ядро и стержень науки на любом этапе ее развития. И когда он исследует возникновение и развитие античной науки, то его эта центральная составляющая науки и интересует прежде всего. Источник фактуальных знаний является одновременно истоком и всей древнегреческой науки. Влияние восточная преднаука оказывала не только своим многотысячелетним прошлым, но, по мнению Вернадского, был период сожительства древневосточной и древнегреческой науки.
Позиция Э. Гуссерля
Он считал, что без понимания своеобразия античной науки и культуры невозможно осмыслить события в науке и культуре ХХ столетия, поэтому с выявлением существа древнегреческой науки он связывал многое. Для него древнегреческая наука не может быть рассмотрена как продолжение развития (пусть в новой форме, с существенными отличиями) того, что было создано в древневосточных цивилизациях. Он категорически не согласен с тем, что в этих ранних культурах появились все необходимые “заготовки”, составные элементы для эллинской науки. Древнегреческая наука для него уникальна настолько, что никаких истоков и предпосылок вне ее самой нет. (Для Э. Гуссерля философия и наука в античной культуре неразрывно связаны). Его аргументация: “это искажение, извращение смысла, когда человек, воспитанный в духе созданного в Греции и развитого в новое время научного образа мышления, начинает говорить об индийской и китайской философии и науке (астрономия, математика), а, следовательно, по-европейски интерпретирует Индию, Вавилон, Китай”. Наука (и философия) - детище только древнегреческой культуры. Тогда все то, что тоже называют наукой (и философией) применительно к древневосточным цивилизациям, - это, по мнению Э. Гуссерля, неоправданная экстраполяция форм культурной деятельности Греции, уникальных по своей сути, на древний восток.
Внутреннее обоснование гуссерлевской позиции: Э. Гуссерль - сторонник того подхода, для которого науки (во всем их многообразии) - это ответвления философии. Следовательно, говоря о возникновении философии, он одновременно свидетельствует и о возникновении науки. И главное в процессе становления такой культурной формы, как наука/философия, появление “новой установки индивида по отношению к окружающему миру”.
Возникает вопрос: новая установка по отношению к какой? И что вообще значит понятие установки? Принимая во внимание всю прошедшую историю человечества, он выделяет два возможных способа отношения человека к миру, или, как он их называет, две жизненные установки (установка для Э. Гуссерля - это устойчивый стиль жизни с определенными целями, интересами и устремлениями) - практическую и теоретическую. Практическая установка исторически изначальна, она характеризует фундаментальный способ человеческого бытия и естественную жизнь человека, ее отличают наивность, “вжитость в мир”. Практическую установку он нередко называет мифо-религиозной. По сути, он отождествляет обе эти установки, соединяя в одном понятии - “мифо-практическая установка”.