11. Научное знание как система и основные ее подсистемы: математико-компьютерные, естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Проблема классификации науки
Наука как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Проблема классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд (“структурный срез”). Поскольку наука представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблема периодизации истории науки, то есть выделение качественно своеобразных этапов ее развития (“эволюционный срез”).
Важным вопросом является “единство научного знания”
Классический позитивизм
Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль и др) - большое внимание они уделяли внутренним факторам науки, позволявшим судить о единстве науки, тем самым они уходили от гегелевской идеи, где наука задается абсолютной идеей, не имеющей отношения к науке. В качестве основных положений - выработка названий наук (философия природы - естественные науки), иерархии теоретических наук (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология), физикализация (использование фундаментальных понятий физики в других областях науки).
Эмпириокритицизм
Эмпириокритицизм (Э. Мах, иначе махизм) - Мах негативно оценивает материализм. Если все материально в этом мире, откуда берется сознание и ощущение? Он критикует и кантовкий дуализм. Есть мир вещей-в-себе, он непознаваем, и есть то, как он нам является.
Мах отстаивает позицию единства физического и психического, критический психомонизм. Все науки обретут совершенный характер единства, если мы признаем единство физики и психологии (психоманизм). Оно создает совершенную науку.
Логический позитивизм
Логические позитивисты - признают единство науки, пытались построить универсальный язык науки через призму языка науки. Прорабатывали идею физикализации науки. Были достаточно радикальны, считали что дифференциация науки это просто социальные удобства и наука едина, при этом включили в единую науку из социальных экономику и некоторые разделы психологии и социологии, исключая остальное.
Примеры классификации науки
Аристотель
Аристотель выделял теоретическое знание, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.
Теоретическое знание он разделил на три части:
- “первая философия” (впоследствии “метафизика”) - наука о высших началах и первопричинах, постигаемых умозрительно
- математика
- физика, которая изучает различные состояния тел в природе
Ф. Бэкон
Ф. Бэкон использовал для классификации наук память, рассудок и воображение. Критерий - практическая значимость. Память: история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; Рассудок: философия в широком смысле; Воображение: искусство вообще. В составе “философии” Бэкон выделил “первую философию”, которую подразделил на “теологию”, “антропологию” и “натурфилософию”. Антропология разделяется на “философию человека” (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на “гражданскую философию”. При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе “умственные орудия”, которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений.
Кедров Б. М. “Классификация наук” в трех томах”
Разделил всю действительность на природу и человека. Треугольник в квадратных скобках. Грани треугольника: общество, человек, природа.
В вершинах науки о природе (естествознание), обществе (социально-экономические), о мышлении и человеческом духе (философские). Технические науки являются связующим звеном между естественными и социальными науками, так как выражают потребности общества и предполагают знание законов, по которым развиваются природные и социальные процессы; математика охватывает все природные области, поэтому пронизывает все науки; диалектика изучает общие законы всякого движения и тоже пронизывает все науки.
Схема подвергалась критике. Не учитывается разнопорядковость областей знаний: есть частные, которые обращены к конкретным предметным областям, а есть те, которые раскрывают абстрактные системы и охватывают целый ряд частных наук. Значит скобка для математики все равно не показывает разнопорядковость в этих областях наук.
Иерархическая модель системы наук Лойфмана
из УрФУ, кстати, основатель философского факультета
На основе всех критических высказываний классификации Кедрова. Основание для классификации - предметные области (раньше в некоторых классификациях использовались такие основания, как познавательные способности: воображение (гуманитарные, науки о духе), рассудок (теоретические области знаний) и память (исторические науки) - Френсис Бэкон)
Учитывает 3 уровня научного знания:
- уровень частных наук, который включает
- естественные (1)
- общественные (2)
- технические (3)
- психологические (4)
- уровень логико-математических и компьютерных наук (изучает абстрактные системы) включает:
- математические дисциплины, символическую логику, кибернетику и др. (5)
- уровень философских наук включает
- онтологию и теорию познания - внешняя окружность (6)
- философию природы и естественных наук (7)
- Философия общества/социальную философию и социальных наук (8)
- философию техники и технических наук (9)
- философию сознания и психологических наук (10)